Вальпургиева ночь

11.12.2009 | Мадин Ра пишет:
Вальпургиева ночь Вальпургиева ночь

Праздник Вальпургиева ночь (другие названия Белтан, Гетшаман, Рудамас) - ночь с 30 апреля на 1 мая – один из самых значимых языческих праздников кельтов и немцев и посвящен свадьбе Бога и Богини. Традиционно в это время проводился главный шабаш европейских ведьм, магов и колдунов. Рассмотрим этот праздник с двух точек зрения: немецкой и кельтской.

Вальпургиева ночь (немецкий вариант)

По немецким народным поверьям Вальпургиева ночь — с 30 апреля на 1 мая служит годичным праздником ведьм, собирающихся в эту ночь вокруг своего Рогатого Бога на высокой, недоступной горе Брокен, где и делали “шабаш”.

Об этом написано также у Гёте в 1-ой части “Фауста”.

Эта сцена создавалась в 1797-1801 годы и была окончательно обработана в апреле 1806 года. Название "Вальпургиева ночь" происходит от имени игуменьи Вальпургии, память которой чтится в католических странах первого мая. Ночь на первое мая в дохристианские времена отмечалась народными празднествами в честь наступления весны и пробуждения сил природы. С распространением христианства в Германии эти древние празднества были жестко осуждены церковью как "нечистое, бесовское идолопоклонство". Их участники предавались проклятию как "служители дьявола".

Гете в письме к Цельтеру от 2 декабря 1812 года писал: "Один исследователь немецкой старины пожелал отыскать историческое объяснение оргиям ведьм и чертей на горе Брокен, о которых веками толкуют в Германии, и высказал догадку, что древнегерманские язычники, жрецы и патриархи, когда их изгнали из священных рощ и народу была навязана христианская вера, стали весною удаляться со своими приверженцами в пустынные, недоступные горы Гарца, чтобы там, по древнему обычаю, молиться и приносить жертвы бестелесному богу земли и неба. Чтобы быть в безопасности от коварных, вооруженных христианских проповедников, они сочли за благо надеть личины на некоторых своих единоверцев, надеясь тем самым отпугнуть суеверных противников, и так, под охраной "сатанинского воинства", совершали свое чистое богослужение. Я столкнулся с этим объяснением уж много лет назад, и назвать автора теперь затрудняюсь; мне эти домыслы понравились, и вот я снова превратил эту баснословную историю в поэтическую побасенку". Впервые Гете разработал этот мотив в кантате "Первая Вальпургиева ночь".

Название же произошло от совпадения с празднованием 1-го мая памяти св. Вальпургии (христианскому аналогу тевтонской Матери-Земли, Вальбурга), сестры св. Видибальда, канонизованной в 778 г. Святая Вальпургия, Уимбурнская монахиня (Англия), приехала в Германию в 748 году с целью основания монастыря. Она умерла 25 февраля 777 года в Хайденхайме. Пользовалась чрезвычайной популярностью, и ее очень скоро начали почитать как святую. В римском списке святых ее день - 1 мая.

Белтан (кельтский вариант)

Белтан празднуется 30 апреля.

Также назывался "Огонь Бога Беля" и противоположен Самайну (прим. Хеллоуин). Если Самайн раскрывает взаимодействие аспектов жизни и смерти, то Белтайн являет торжество и славу земного бытия. Это праздник костров, привлекающих небесное благословение. После Йоля (празднуется 21 декабря – Зимнее солцестояние) еловый ствол хранили до Белтана, где он выступал уже в роли майского шеста.

Длинные белые и красные ленты, привязанные к вершине столба, развевались на весеннем ветру, танцующие брали их и заплетали вокруг столба под звуки веселой музыки, погремушек и барабанов. Красные ленты вплетались по часовой стрелке, а белые - против часовой стрелки; таким образом, участники празднества вплетали стабильность и процветание в свою личную жизнь в предстоящие летние месяцы. Когда оставалось вплести последние несколько футов ленты, танцующие начинали двигаться против часовой стрелки, скрепляя пожелание роста и благополучия.

Романтические чувства и ухаживание играют важную роль в праздновании Белтана, поскольку в эти дни люди становятся воплощением высшей любви между властелином и владычицей. Белтан не такой серьезный и торжественный, как Самайн; он славится своим весельем, песнями и плясками.

В кельтской мифологии праздник Белтан открывал собой наступление летнего периода, светлого времени года и был связан с возжиганием жертвенного костра и соответствующими подношениями великому Богу Белену. Кроме того, у кельтов существовал обычай устанавливать по два огня честь Беля, между которыми проводили больной скот, чтобы исцелить его и сохранить в течение следующего года. Согласно ирландской традиции, завоевание Ирландии приходилось именно на этот праздник. В Белтан прибыли на остров племена Богини Дану, и этот праздник справлялся в центре Ирландии, в Миде, в резиденции верховного короля.

Это великий праздник плодородия, посвященный Богине и Богу. По легенде, возродившийся Бог достигает поры зрелости, и в эту пору они с Богиней предаются чувственной любви, которая должна положить начало новой жизни. В этот день зажигаются многочисленные костры, мужчины и женщины танцуют древние танцы вокруг "майского дерева" - молодого деревца или столба, украшенного ленточками семи цветов радуги. Во время праздника в одежде ведьм преобладает зеленый цвет, в честь кельтского Бога Беленоса. Ведьмы украшают себя масками из листьев, остроконечными "ушками" или маленькими рожками - символ жизненной силы природы, особенно ярко проявляющейся именно в мае. У ведьм принято считать май - месяцем сладострастия. И не только потому, что число пять имеет глубокий чувственный смысл (5 - число сексуальности). В эту пору тело получает новый заряд энергии, мы чувствуем, как бродят наши жизненные соки, все пять наших чувств обострены. Празднование великой плодовитости Земли сопровождается ритуалами, посвященными сексу и появлению новой жизни. Дети земли - мужчины и женщины - также стремятся к единению и размножению.

Белтан - праздник любви

С этого дня отсчитывается летняя половина года. Важным его элементом, как и в Самайн, считается ритуальное зажигание костров. Для разжигания костра Белтана (огня Ирландии) друиды использовали 9 сортов дерева. Животных проводили через клубы дыма, чтобы защитить их в предстоящем полугодии. Белтан - это время, когда потусторонний мир соприкасается с миром людей, равно как и на Самайн. В связи с Белтаном стоит упомянуть и об одной прочной традиции: если простолюдин успевал за одну ночь выстроить на пустоши дом и к рассвету нового дня над его крышей уже курился дым очага, то он получал во владение и постройку, и земельный участок, окружность которого будет зависеть от того, как далеко он сумеет с порога бросить топор.

Май - время свежего воздуха и любви, и потому все, что с ним связано, таит угрозу для домашнего очага и супружеской верности. Белтан и последующие дни и ночи были временем любовных игр и внебрачных связей. По обычаю в канун этого праздника большие группы молодежи обоего пола уходили вечером в лес и проводили всю ночь за играми, возвращаясь лишь наутро, с ворохом цветов и веток березы и других деревьев. Говорят, что браки, заключенные в мае, длятся всего одно лето, что согласуется с ирландскими законами, в которых Белтан именуется обычным временем разводов. В связи с таким пониманием Белтана существовали следующие поверья, связанные с майской обрядностью: не к добру было приносить в дом цветы майника, не к добру - играть свадьбу в мае и надевать на свадьбу зеленое, не к добру - увидеть бездомного кота, ведь он может занести в дом змею. В любовных стихах, исполнявшихся, в частности, на Белтан, нередко встречается упоминание о березе как символе любви. Так называемые "шалаши любви" принято было устраивать под березой или в березовой роще, венки из березовых ветвей дарили в знак любви, а майские шесты зачастую тоже делали из ствола березы. Майские обряды, естественно, не согласовывались с доктриной христианской церкви, и реакция народа на попытку запрещения празднеств была преимущественно негативной.

На Белтан особую силу обретают чары и заклинания.

Одним из атрибутов Белтана считается Майское дерево. Кельты наряжали дерево, стоящее посреди поселения разноцветными лоскутками, причём, на каждый лоскуток можно было загадать желание. Здесь важное значение имела цветовая символика: голубой - защита, тёмно-зелёный - процветание, красный - любовь, тёмно-фиолетовый, тёмно-синий - магия, остальные - дар духу дерева. Традиционные цвета праздника - красный и белый. Вокруг майского дерева устраивались танцы. Всех участников праздника обносили вином и пивом. Ещё один из обрядов: коронование майских короля и королевы - выбирали самых красивых девушку и юношу, на голову им надевали венки, воздавали им почести и приносили дары, и до конца мая они считались мужем и женой, а после расходились.

Белтан отмечает начало самого большого прилива, который достигает своей наивысшей точки в период летнего солнцестояния.

Белтан является одним из основных праздников Огня. Этот день знаменует переход от холодных к тёплым месяцам года. Считается, что именно в этот день духи и демоны ближе всего к человеку, нужно только грамотно воспользоваться этим. В ночь Белтана проводятся шабаши в лесу или на вершине горы. Белтан прославляет символическое соединение, брак женского и мужского аспектов божества и связан с началом лета.

В этот день люди празднуют плодородие земли и людей, поэтому традиционны молодежные гулянки и веселье. Вы можете украсить свой алтарь подснежниками, камнями с естественными отверстиями. Романтические чувства играют важную роль в праздновании Белтейна, поскольку в эти дни люди становятся воплощением высшей любви между властелином и владычицей.

Про Майскую Королеву

Майская Королева была единственной, кто могла носить зеленую одежду в этот день как бы в честь дружбы людей с феями и эльфами. Носить зеленое или красную шапочку обычным людям в этот день нельзя, иначе маленький народец прогневается. В этот день народ богини Дану появляется между людей, и именно к этому дню относятся рассказы о волшебных возлюбленных, исчезающих внезапно и не по-человечески. Во многих традициях этот день служит началом для образования новых групп, церемоний инициации, открытых лекций и уроков, и других проектов, день благоприятен для новых начинаний.

Люди украшают подоконники и пороги домов зелёными ветками или посыпают лепестками примулы, для того, чтобы волшебный народец не думал проникнуть в жилища людей, пока те празднуют. Все это должно быть срезано без помощи стали, чтобы только отстранить фей, а не оскорбить их. Они не терпят стали и железа. Никто в этот день не должен срезать и рвать боярышник, потому как это принесет беду и любовную неудачу. Перед празднованием и тем более проведением ритуала было бы неплохо принять ванну, очищающую, во всех смыслах, с травками, цветами, свечами вокруг и благовониями. Тем более, что, в большинстве своем, Белтан празднуют ночью. Праздновать надо в лесу или около живого дерева. Сделайте небольшой символ или амулет в честь брака Бога и Богини и повесьте его на дерево. Также украсьте дерево ленточками, бусами, цветами и вообще тем, на что хватит вашего воображения. Затем соберите круг камней, соберите алтарь, зажгите свечи и курильницу. Дальше рекомендуют продекламировать Песню Благословения или любое другое вводное заклинание, произносящееся в начале ритуала. Затем призывайте Бога и Богиню, чувствуйте и благодарите эти силы за то, что весна пришла.

Что положить на алтарь

Травы, традиционно используемые в Вальпургиеву ночь для украшения алтаря, пространства вокруг магического круга, и всего дома: миндаль, ангелика, рябина, колокольчики, пятилистник, маргаритка, ладан, боярышник, плющ, сирень, ноготки, таволга, примула (первоцвет), роза, ясменник, жимолость, зверобой.

Традиционные благовония: ладан, сирень, роза.
Священные камни: изумруд, оранжевый карнеол, сапфир, розовый кварц.
Цвета свечей: все цвета.


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи
Эзотерика

Читайте в рубрике «Эзотерика»:

Вальпургиева ночь