Рыбы, насекомые, животные, рептилии и птицы II

Животные Животные

Религиозные и философские системы символизма как язычества, так и христианства включали в себя многие божественные и человеческие атрибуты птиц. Жестокость символизируется птицей канюк, храбрость — орлом, самопожертвование — пеликаном, гордость — павлином. Способность птиц покидать землю и взлетать вверх к источнику света привела к тому, что их стали ассоциировать с устремлениями, чистотой и красотой. Многим земным созданиям поэтому добавлялись крылья как олицетворение усилий превозмочь материю. Поскольку обиталища птиц часто располагались на священных деревьях, среди ветвей, в чащах древних лесов, птицы считались посланцами древесных духов и богов Природы, живущих в этих священных рощах. Считалось, что чистыми птичьими голосами говорят сами боги. Для объяснения блистательного оперения птиц было придумано много легенд. Уже знакомым примером является история с павлином Юноны, в чей хвост были помещены глаза Аргуса. Во многих легендах индейцев Америки о птицах говорится о происхождении различных цветных перьев. Легенда навахо рассказывает, что, когда, спасаясь от потопа, все живые создания взобрались на бамбук, дикий индюк сидел на самой низкой ветке и его хвост оказался в воде, поэтому с него смыло весь окрас.

Гравитация, являющаяся законом материального мира, есть импульс, направленный к центру материальности. Левитация, являющаяся законом духовного мира, есть импульс, направленный к центру духовности. Птицы как будто умеют нейтрализовать действие гравитации, и поэтому они разделяют природу созданий более высоких, нежели земные создания. Перья птиц из-за их поддерживающей силы считаются символом божественности, смелости и свершения. Известным примером этого является использование перьев индейцами, особенно орлиных, которые означают достоинства их носящего. Ангелы были снабжены крыльями, потому что, подобно птицам, они считаются промежуточными созданиями между богами и людьми и населяют воздух, промежуточное царство между землей и небом. Точно так же, как небесный свод уподоблялся черепу в готических Мистериях, так и пролетающие по небу птицы считались мыслями Бога. По этой причине два посланца бога Одина вороны Хугин и Мунин именуются мыслью и памятью.

У римлян и греков орел считался птицей, посвященной Юпитеру, и, следовательно, означал быстрое движение сил Демиурга; поэтому он считался земным царем птиц в противоположность фениксу, который был символом небесного правителя. Орел представлял солнце в его материальной фазе, а также неизменный закон Демиурга, которому подчиняются все земные создания. Орел является также герметическим символом серы и означает таинственный огонь Скорпиона, наиболее глубокого по значению знака Зодиака, и Ворота Великой Мистерии. Будучи одним из трех символов Скорпиона, орел, подобно Козлу Мендеса, служил эмблемой теургического акта и секретных процессов, посредством которых низший огонь Скорпиона превращался в духовный свет-огонь богов. Буревестник пользовался особым почтением у некоторых племен индейцев Северной Америки. Согласно легендам, это божественное создание живет над облаками, и взмахи его крыльев вызывают шторм, а блеск его глаз — молнии. Птицы означали также живительное дыхание, а среди египтян была распространена символика, выражением которой были таинственные соколообразные птицы с человеческими головами, несущие в своих когтях символы бессмертия. Они парили над мумифицированными телами мертвых и, видимо, означали освобождение души. В Египте сокол означал священный символ солнца, и Ра, Осирис и Гор часто изображались с соколиными головами. Петух был символом Кашмалы, или Кадма в Мистериях Самофракии, а также фаллическим символом, посвященным солнцу. У греков он был эмблемой Марса (Ареса) и символизировал осторожность и защиту. Будучи помещен на флюгер, он означал солнце посреди четырех сторон света. Во время вступления в Элевсинские Мистерии в жертву богам приносился петух. Сэр Френсис Бэкон умер в результате опытов с замораживанием в снегу этой птицы. Не могло ли это быть инициацией Бэкона в языческие Мистерии, которые все еще существовали в его дни?

И павлин, и ибис были объектом поклонения потому, что они уничтожали ядовитых рептилий, которые считались эмиссарами низших богов. Павлин считался символом мудрости из-за множества глаз на хвосте, и внешность павлина является причиной того, что его часто путают со сказочной птицей феникс из Мистерий. Существует интересное поверье о том, что мясо павлина не гниет даже по прошествии значительного времени. Из этого поверья выросло убеждение в том, что павлин символизирует бессмертие, потому что духовная природа человека, подобно плоти этой птицы, не поддается распаду.

Египтяне почитали ибиса; убить эту птицу — значило совершить ужасное преступление, если даже это совершено случайно. Утверждалось, что ибис может жить только в Египте и что, будучи перевезен в другие страны, он умирает там от тоски. Эта птица считается охранителем урожая, и, кроме того, она прогоняет крылатых змей, заносимых ветром в Египет из Ливии. Ибис посвящался Тоту. Когда он прячет голову и шею под крыло, он становится похожим на человеческое сердце (см. "Древности" Монфакона). Черные и белые ибисы посвящались луне; впрочем, все виды ибисов находились в почете, потому что они уничтожали яйца крокодилов, которые были символом отвратительного Тифона.

Подходящим символом для колдовства и секретных божественных наук были ночные птицы. Колдовства потому, что черная магия не может осуществляться при свете истины (дня) и властвует, только когда окружена невежеством (ночью). Божественных наук потому, что они обладают тайной силой видения сквозь тьму невежества и материальности. Совы и летучие мыши поэтому считались символами как колдовства, так и мудрости. Гусь рассматривался как эмблема первичной субстанции, из которой были сделаны миры. В Мистериях Вселенная уподоблялась яйцу, отложенному в пространстве Космическим Гусем. Символом хаоса и хаотической тьмы, предшествующим свету творения, считалась ворона из-за своей черноты. Грация и чистота лебедя были эмблемами духовной грации и чистоты инициированных. Эти птицы олицетворяли Мистерии, которые развивали соответствующие качества в человечестве. Это объясняет аллегории воплощения богов (секретная мудрость) в тело лебедя (инициированный).

Ястреб, канюк, кондор, будучи мусорщиками и стервятниками, означают такую форму божественной силы, которая, избавляясь от отходов и других опасных для жизни веществ, охраняет здоровье человечества через очищение низших сфер. Эти птицы воспринимались как символы процессов распада, которые, несмотря на видимую разрушительную работу, на самом деле ведут дело к добру. Некоторые религиозные системы ошибочно считают такую работу дьявольской. Вороны и попугаи почитались потому, что могли имитировать человеческий голос, что считалось связью между человеческим и животным царствами.

Голубь, принятый христианством в качестве эмблемы Святого Духа, является чрезвычайно древней и в высшей степени почитаемой у язычников эмблемой Йони. Во многих античных Мистериях голубь представлял третье лицо Творящей Триады, или Строителя мира. Точно так же, как низшие миры стали существовать через порождающий процесс, так и голубь ассоциировался с теми божествами, которые обладали воспроизводительными аспектами. Голубь был священным в культах Астарты, Кибелы, Исиды, Венеры, Юноны, Афродиты. Из-за мягкого поведения и преданности потомству голубь считается воплощением материнского инстинкта. Птица эта считается эмблемой мудрости и олицетворяет силу и порядок, которыми утвердились низшие миры. Долгое время голубь считался посланником божественной воли и означал активность Бога.

Голубями называли оракулов и пророков. "Истинным именем голубя было Ионах или Ионас, и оно было священным, одно время общепринятым евреями, а мистический Голубь считался символом всех тех, кто состоял в Божьей Церкви со времен Ноя. Пророк, посланный Богом в Ниневию в качестве посланника, назывался Ионах, или Голубь. Предтеча нашего Господа, Креститель, именовался у греков Иоаннесом, и Апостол Любви, автор четвертого Евангелия и Апокалипсиса, именовался Иоаннесом" (см. "Античную мифологию" Брайяна).

В Масонстве голубь считается символом чистоты и невинности. Примечательно, что в языческих Мистериях голубь Венеры распинался на четырех спицах великого колеса, предвосхищая, таким образом, таинство распятия Господа Любви. Хотя Магомет убрал голубей из храма Мекки, иногда он изображался с сидящим на его плече голубем, символом божественного вдохновения. В древние времена изображение голубя помещалось на концах скипетров, что означало обладание божественными прерогативами. В средневековом искусстве голубь часто выступал эмблемой божественного благословения.

Феникс

Клементий, один из доникейских отцов церкви, описывает в первом веке после рождения Христа природу и привычки феникса следующим образом: "Есть такая птица, которая называется Феникс. Он единственный в своем роде, и живет он пять сотен лет. А когда настает его время умирать, он строит себе гнездо из мирры и других благовонных материалов, садится в него и умирает. Но в результате его разложения получается червяк, который, будучи накормлен соком мертвой птицы, обрастает перьями. Когда у него появляется сила, он подхватывает свое гнездо с костями родителя и проносит его из Аравии в Египет, в город Гелиополис. И однажды при всем честном народе он возлагает гнездо на алтарь солнца, после чего устремляется назад. Жрецы тогда проверяют свои записи и обнаруживают, что прошло точно пять сотен лет".

Признавая, что он не видел феникса (в то время был жив только один экземпляр), Геродот дополняет описание Клементия: "Они рассказывают историю, которая не кажется мне заслуживающей доверия, о том, что делает эта птица: феникс проделывает весь путь от Аравии, приносит птицу-родителя всю в мирре к храму солнца и здесь хоронит тело. Для того чтобы проделать все это, он сначала делает шар из мирры, такой большой, какой только может нести; затем он делает в нем углубление и помещает туда родителя, после чего запечатывает отверстие свежей миррой, и вес шара при этом точно такой же, как и исходного шара. Он приносит его в Египет и кладет на алтарь солнца. Такова история, которую они рассказывают об этой птице.

Геродот и Плиний отмечают большое сходство в форме между фениксом и орлом. Читателю весьма важно знать и понимать это наблюдение, потому что разумно предположить, что современный масонский орел является на самом деле фениксом. Тело феникса покрыто, судя по описанию, глянцевыми багряными перьями, а хвост состоит из синих и красных перьев. Голова у него светлого цвета, а на шее золотой плюмаж. Сзади на голове у него особенный пучок перьев, факт весьма очевидный, хотя его проглядело большинство пишущих о символизме.

Феникс посвящен был солнцу, и продолжительность его жизни, от 500 до 1000 лет, бралась в качестве стандарта для измерения пути небесных тел, а также как временной цикл, используемый в Мистериях для обозначения периодов существования. Неизвестно, чем питалась эта птица. Некоторые писатели утверждали, что она питается воздухом, другие, что она ест очень редко и никогда — в присутствии человека. Современные масоны, должно быть, понимают специфическое масонское значение феникса, потому что птица в их изображениях использует ветки акации для устройства гнезда.

Феникс, мифологическая персидская птица Рух, есть также имя "южного созвездия и, следовательно, имеет астрономическое и астрологическое значение. По всей вероятности, феникс был лебедем греков, орлом римлян и павлином Дальнего Востока. Для античных мистиков феникс был наиболее подходящим символом бессмертия человеческой души, потому что точно так же, как феникс рождается из мертвых семь раз по семь, духовная природа человека вновь и вновь триумфально возникает из своего физического тела.

Средневековые герметисты рассматривали феникса как символ завершения алхимического превращения, процесса, эквивалентного человеческому возрождению. Название "феникс" было дано секретной алхимической формуле. Известный нам пеликан степени Розы и Креста, кормящий кусками своего тела младенца, на самом деле является фениксом, что видно из тщательного осмотра его головы. Голова феникса больше похожа на голову орла, нежели на голову пеликана, если у него убрать нижнюю неуклюжую часть. В Мистериях было принято называть инициированных фениксами, или людьми, которые родились вновь. Потому что точно так же, как физическое рождение приводит к человеческому сознанию в физическом мире, так и неофит после девяти степеней в лоне Мистерий рождается в сознание духовного мира. "Да не увидит Царства Божия не рожденный вновь", — говорил Иисус (Иоанн, III, 3), и говорил Он так о тайне инициации. Феникс вполне подходит для символизации этого духовного рождения.

Европейский мистицизм еще был жив, когда были основаны Соединенные Штаты Америки. Рука Мистерий водила устроителями нового государства, потому что символика Мистерий все еще видна на Великой Печати Соединенных Штатов Америки. Тщательный анализ печати показывает массу оккультных и масонских символов, главным среди которых является так называемый американский орел — птица, которая, по мнению Бенджамина Франклина, недостойна избрания в качестве эмблемы великого, мощного и прогрессивного народа. Здесь, опять-таки, исследователь символизма должен смотреть в корень и понимать, что американский орел на Великой Печати есть просто стилизованный феникс, что ясно видно при рассмотрении первой версии печати. В своем очерке "История печати Соединенных Штатов" Гэйлард Хант непреднамеренно приводит много свидетельств, доказывающих, что эта печать имела на себе изображение феникса на лицевой стороне и Великой Пирамиды в Гизе на оборотной стороне. В цветном проекте печати, сделанном в 17 8 2 году Уильямом Бартоном, есть феникс, сидящий в огненном гнезде. Этот факт сам по себе иллюстрирует тенденцию в использовании этой птицы в качестве эмблемы.

Если кто-нибудь сомневается в масонском и оккультном влиянии, оказанном при создании Великой Печати, он должен ознакомиться с комментариями профессора Чарльза Элиота Нортона из Гарвардского университета, который писал по поводу незаконченной пирамиды и Всевидящего Глаза, украшающего оборотную сторону печати, следующее: "Рисунок, принятый Конгрессом, практически необъясним ни при каком подходе; едва ли на него можно смотреть иначе, каким бы искусным ни был при этом сам художник, как на безыскусную эмблему Масонского братства" (см. "Историю печати Соединенных Штатов").

Орлы Наполеона и Цезаря, зодиакальный орел Скорпиона были на самом деле фениксами, потому что именно эта птица, а не орел, является символом духовной победы и достижений. Масонство сможет решить многие из своих проблем в понимании секретных эзотерических доктрин, когда поймет, что одно-двуглавый орел есть феникс и что для всех инициированных и философов феникс является символом превращения и возрождения творческой энергии, общепринято фигурирующей в сочинениях как завершение Великой Работы. Двуглавый феникс является прототипом андрогинного человека, потому что, согласно секретным учениям, придет время, когда в человеческом теле будет два спинных столба и в теле утвердится колебательное равновесие.

Дело не только в том, что многие из основателей Соединенных Штатов были масонами; им помогали секретные и августейшие организации в Европе в установлении и устройстве этой страны со специальной целью, известной только лишь немногим избранным. Великая Печать есть знак этого братства, невидимого и многим неизвестного. И незавершенная пирамида на оборотной стороне печати есть просто символические леса, назначение которых состоит в завершении задач, поставленных перед правительством Соединенных Штатов с самого начала его деятельности.

Животные

Лев является царем животного царства, и, как глава любого царства, он посвящен солнцу, чьи лучи символизируются косматой гривой льва. Аллегории Мистерий (например, лев, открывающий секретную книгу) означают, что солнечная энергия открывает семенной стручок, освобождая содержащуюся в нем жизнь. В древности было распространено любопытное поверье, что лев спит с открытыми глазами, поэтому лев был выбран как символ бдительности. Фигуры льва, помещенные по обеим сторонам двери или ворот, являются эмблемой божественного охранения. Царь Соломон часто изображался в виде льва. Веками семейство кошачьих было объектом поклонения. В некоторых Мистериях, особенно в египетских, жрецы носили шкуры львов, тигров, пантер, пум или леопардов. Геркулес и Самсон (оба являются солнечными символами) сразили льва из созвездия Льва и надели его шкуру, что означает представление ими самого солнца на вершине небесной дуги.

В Египте, в городе Бубасте, был храм знаменитой богини Бает, кошачьей богини Птолемеев. Египтяне отдавали почести кошке, особенно, в тех случаях, когда ее мех был трех цветов или же глаза различных цветов. Для жрецов кошка была символом магнетических сил Природы, и они окружали себя этими животными ради астрального огня, исходящего от тел животных. Кошка также была символом вечности, потому что во сне она лежит, свернувшись так, что голова и хвост ее соприкасаются. У греков и римлян кошка была священным животным богини Дианы. Индийские буддисты придавали кошке особое значение, но совсем по другим причинам. Кошка была единственным животным, отсутствовавшим в тот момент, когда умирал великий Будда, поскольку она была занята в это время ловлей мышей. Весьма примечательно, что этот символ низших астральных сил не должен был присутствовать при освобождении Будды.

Относительно кошек Геродот писал: "Когда вспыхивает огонь, кошки приходят в завороженное состояние, заставляющее их стремиться к огню. Перескакивая через головы своих хозяев, они прыгают прямо в огонь. Египтяне носят траур по погибшим кошкам. Если кошка умирает естественной смертью в доме, домочадцы сбривают себе брови. Если умирает собака, то бреется голова и все остальное тело. Они бальзамируют умерших кошек и уносят их в Бубаст для помещения тела в священный дом" (см. "Древности" Монфакона).

Наиболее важным из всех символических животных был Апис, египетский бык из Мемфиса, который считался священным перевозчиком души бога Осириса. По преданию Апис был зачат молнией. Процедура выбора быка и его посвящения богу была одной из наиболее впечатляющих в ритуалах Египта. Апис должен был иметь определенную масть. По Геродоту, бык должен быть черным с белым квадратным пятном на лбу, с пятном в форме орла на спине, с пятном в форме жука на языке, и чтобы шерсть на хвосте расходилась на две стороны. Другие писатели утверждали, что на быке должно было быть двадцать девять священных символов-пятен, а на правой стороне — большое белое пятно в форме полумесяца. После освящения бык содержался в специальном стойле в храме и водился предназначенными для этой цели служителями по улицам в торжественные дни. У египтян существовало поверье о том, что ребенок, на которого дыхнет Апис, будет впоследствии выдающимся человеком. По достижении определенного возраста (двадцати пяти лет) Аписа вели либо к Нилу, либо к священному источнику, и там под плач собравшихся быка топили. Скорбь и причитания продолжались до нахождения нового Аписа. Когда объявлялось, что Осирис воплотился, скорбь уступала место радости.

Поклонение быку не ограничивалось Египтом и практиковалось у многих народов древнего мира. В Индии священный бык Шивы — Нанди — все еще является объектом поклонения, а персы и евреи считали быка важным религиозным символом. Ассирийцы, финикийцы, халдеи и даже греки обожествляли это животное, и Юпитер обратился быком при похищении Европы. Бык был мощной фаллической эмблемой, означающей родительскую творческую энергию Демиурга. После смерти бык часто мумифицировался и хоронился с почестями, отдаваемыми богу, в специально подготовленном саркофаге. Раскопки в Мемфисе показали, что подобные захоронения были распространенной практикой в Египте (там, например, обнаружено около 60 таких захоронений).

Поскольку знак, поднимающийся над горизонтом во время весеннего равноденствия, представляет звездное тело ежегодного воплощения солнца, бык является не только символом Солнечного Человека, но и, поскольку весеннее равноденствие происходит в созвездии Тельца, именуется открывателем года. По этой причине в астрономическом символизме бык часто показывается разбивающим рогами ежегодное яйцо. Апис означает также, что Бог-Ум воплощен в тело зверя, и, следовательно, физическая форма зверя является священным воплощением божественности. Низшая природа человека представлена Аписом — воплощаением Осириса. Результатом такой комбинации является творение Сор-Аписа (Сераписа) — материальной души как правителя иррационального материального тела. После определенного периода (определяемого как квадрат 5) тело Аписа разрушается, и душа освобождается водой, в которой тонет материальная жизнь. Это говорит о вымывании материальной природы крестильными водами божественного света и истины. Утопление быка Аписа является символом смерти; воскрешение Осириса в новом быке является символом вечного обновления. Священный белый бык был также эмблемой инициированных, означающей одухотворенные материальные тела как человека, так и Природы.

С тех пор как весеннее равноденствие больше не происходит в знаке Тельца, Бог Солнца воплощается в созвездии Овена, и поэтому агнец становится воплощением солнечной силы. Таким образом, солнце, поднимающееся в знаке Небесного Агнца торжествует победу над символической змеей мрака. Ягненок является знакомым символом чистоты из-за мягкости и белизны его шерсти. Во многих языческих Мистериях он означал Универсального Спасителя, а в христианстве он является символом Христа. Ранняя церковная живопись показывает ягненка, стоящего на маленьком холме, а из-под его четырех ног текут четыре ручья живой воды, что означает четыре Евангелия. Кровь ягненка является солнечной жизнью, вливающейся в мир через знак Овена.

Козел является как фаллическим символом, так и эмблемой храбрости и устремлений из-за его быстроногости и способности взбираться на высочайшие пики. Для алхимиков козлиная голова является символом серы. Среди древних евреев практиковался выбор козлов отпущения, на которых возлагались все грехи человечества, что представляет аллегорию Солнечного Человека, который является козлом отпущения мира и на кого возлагаются все грехи двенадцати домов (колен) небесной вселенной. Истина есть Божий Агнец, которого убивают за грехи мира. Со времени возникновения мира Боги Спасители всех религий были персонификацией этой Истины. Золотое Руно, которое искал Ясон со своими Аргонавтами, является Небесным Агнцем — духовным и интеллектуальным солнцем. Секретная доктрина представляется также Золотым Руном, пряжей Божественной Жизни, лучами Солнца Истины. Суидас говорит, что на самом деле Золотое Руно было книгой, написанной на коже, в которой содержалась формула получения золота химическим способом. Мистерии были институтом, воздвигнутым для преобразования простого невежества в драгоценное просветление. Дракон невежества, ужасное создание, сторожившее Золотое Руно, представлял мрак старого года, который борется с солнцем во время прохождения его через весеннее равноденствие.

Олень был священным в греческих Мистериях Вакха, участники Мистерий одевались в оленьи шкуры. Олень ассоциировался с поклонением богине луны, и вакхические оргии проходили ночью. Грация и быстрота этого животного сделали его подходящим символом эстетической непринужденности. Олень был объектом поклонения у многих народов. В Японии у каждого храма пасется стадо оленей.

Волк обычно ассоциируется с принципом зла из-за его печального воя и злобности натуры. В скандинавской мифологии волк Фенрир был одним из сыновей Локи, низшего бога огня. В храме Асгарда боги под водительством Одина в круге огня сражаются в последней битве против хаотических сил зла. С пеной бешенства в пасти Фенрир пожирает Одина, разрушая таким образом одиническую вселенную. Здесь Фенрир представляет те бездумные силы Природы, которые низвергают первичное творение.

Единорог, или моноцерос, был наиболее любопытным созданием древних инициированных. Он описывается Томасом Бореманом так: "Зверь, в существовании которого хотя и сомневались многие писатели, тем не менее описывался древними так: у него один рог и очень большой, растущий из середины лба. Его голова напоминает оленью, ноги его похожи на слоновьи, хвост — кабаний, а остальное тело — лошадиное. Рог около фута с половиной длиной. Его голос подобен мычанию быка. Грива и шкура желтоватого цвета. Рог у него тверже железа, грубее напильника, загнутый или закрученный, подобно пылающей шпаге, острый и весь черный, за исключением кончика. Ему приписывают поразительные свойства, в частности, изгнание яда из организма и лечение некоторых болезней. На этого зверя не охотятся" (см. "Ушедшие веры" Редгроува).

Хотя единорог несколько раз упомянут в Священном Писании, нет никаких доказательств его существования. В ряде музеев можно видеть кубки для питья, как полагают, сделанные из рогов моноцероса. Разумно, однако, предположить, что эти сосуды для питья сделаны из рогов либо носорога, либо других млекопитающих. Дж. П. Лунди полагает, что рог единорога символизирует рог спасения, упоминаемый св. Лукой. Этот рог колол сердца людей, обращая их внимание на спасение через Христа. Средневековые христианские мистики использовали эмблему единорога как символ Христа, и поэтому единорог должен означать духовную жизнь человека. Единственный рог единорога представляет шишковидную железу, или третий глаз, который является центром духовного осознания в мозге. Единорог был принят в Мистериях как символ просветленной духовной природы инициированного, а рог — как пылающий меч для защиты духовной доктрины.

В "Книге Агнца", редком герметическом трактате, есть гравюра, изображающая оленя и единорога, стоящих в лесу рядом. Картина сопровождается следующим текстом: "Мудрецы воистину говорят, что в лесу есть два животных: одно, славное, прекрасное и изящное, большой и сильный олень, а другое животное — единорог... Если мы прибегнем тут к притче нашего искусства, мы назовем лес телом... Единорог будет тогда духом во все времена. Олень не заслуживает другого имени, нежели душа... Тот, кто знает, как приручить их в искусстве, соединить их вместе, как вывести их из леса, может по справедливости быть назван Мастером".

Египетский дьявол Тифон часто символизировался чудовищем под именем Сет, происхождение которого неясно. У него страшный рылообразный нос и торчащие уши, что делает его похожим на гиену. Чудовище Сет живет в песчаных бурях и странствует по миру, распространяя зло. Египтяне связывали вой пустынного ветра со стонущими криками гиены. Когда в глубине ночи раздается печальный вой гиены, он звучит, как последний отчаянный вопль души, попавшей в когти Тифона. Среди занятий этого дьявольского создания была охрана тел умерших египтян от гробокопателей.

Среди прочих символов Тифона был гиппопотам, посвященный богу Марсу, потому что Марс восседает на троне знака Скорпиона, доме Тифона. Этому египетскому демону был посвящен и. осел. Иисус, въехавший в Иерусалим на осле, аналогичен Гермесу, стоящему на распростертом Тифоне. Ранние христиане обвинялись в поклонении голове осла. Любопытным символом является кабан или свинья, посвященные Диане и часто используемые в Мистериях как эмблема оккультного искусства. Примером использования этого образа в Мистериях является убийство Атиса кабаном.

Согласно Мистериям, обезьяна представляет собой состояние человека перед тем, как в него вошла душа. Следовательно, это животное представляет тип иррационального человека. Некоторыми обезьяны рассматриваются как вид, не одухотворенный иерархиями. Еще один взгляд на обезьян состоит в том, что они представляют падение человека, лишенного божественной природы в результате вырождения. Античные мыслители, будучи эволюционистами, тем не менее не рассматривали обезьяну как предка человека; обезьян, с их точки зрения, следует полагать полностью отделенными от главного ствола прогресса. Иногда обезьяны используются как символ обучения. Кинокефал, собакоголовая обезьяна, или павиан, был у египтян иероглифом, означающим письмо, и ассоциировался с Тотом. Павиан является символом Луны, а Тот — планеты Меркурий. Поскольку древние верили, что Луна сопровождает Меркурий через небеса, собакоголовая обезьяна описывается как верный компаньон Тота.

Собака из-за ее верности означает отношения, которые должны существовать между учеником и мастером или же между инициированным и его Богом. Овчарка является символом жреческого ремесла. Способность собаки чувствовать и преследовать невидимого человека целые мили символизирует трансцендентальную силу, с помощью которой философ следует нитью истины через лабиринт земных ошибок. Собака также является символом Меркурия. Звездный Пес, Сириус, или Сотис, был для египтян священным, потому что он предшествовал ежегодному разливу Нила.

Нагруженная лошадь является символом человеческого тела, несущего ношу своей духовной конституции. Существует и обратная интерпретация, согласно которой это символ духовной природы человека, несущей на себе бремя материальной личности. Хирон, кентавр, ментор Ахиллеса, представляет собой примитивное создание, которое было прародителем и учителем человечества, как это полагает Беросс. Крылатая лошадь и волшебный ковер символизируют секретную доктрину и одухотворенное тело человека. Деревянный троянский конь, вмещающий в себя отряд, готовый к захвату города, представляет человеческое тело, скрывающее в себе бесконечные возможности, которые развертываются позднее и завоевывают все окружающее. Или же, подобно Ноеву Ковчегу, он представляет духовную природу человека, состоящую из скрытых возможностей, которые потом реализуются. Осада Трои есть символическое представление похищения человеческой души (Елены) человеком (Парисом) и ее окончательного освобождения через суровую борьбу под знаком секретной доктрины (греческая армия под командой Агамемнона).

Автор: Мэнли П. Холл
 
Церемониальная магия

Читайте в рубрике «Церемониальная магия»:

Рыбы, насекомые, животные, рептилии и птицы II
 

Реклама

Рубрики раздела
Лучшие по просмотрам